Афиша    КлубNews    Разделы    Ссылки    Форум    Актив    ГостьBook   Чат    Пишите


Фармбращение - Вопросы, Ответы, Мнения

21 сентября 2001 г. 

Отсутствие изменений на сайте еще не означает, что идея умерла. Жизнь продолжается. Кратко отвечаю на второе замечание Вл.Кириллова в конференции.

Если принять, что номенклатурный справочник - сумма прайс-листов производителей, то возникает закономерный вопрос - а что делать с продукцией "иноземного" происхождения? Нельзя же их исходные прайс-листы принять в качестве готового блока. И мы снова возвращаемся к регистрационным документам как к первоисточнику информации.

С продукцией иноземного происхождения поступаем так. Если есть  представительство или эксклюзивный дистрибьютор, то это это и есть завод. У всех крупных - есть или то, или другое. У средних - представитель. С мелкими можно пока не воевать. 

Голубая мечта - предприятие, выходящее на фармрынок с прайс-листом без уникального ключа, должно себя чувствовать как одетый гражданин на нудистском пляже или как раздетый гражданин в метро (на выбор).


Несколько замечаний по поводу штрих-кодирования на примере данных из Госреестра ЛС. На август месяц было зарегистрировано 2300 предприятий, имеющих действующие регистрационные удостоверения или лицензии на производство ЛС и субстанций. Из них российских - 838, остальные - зарубежные (1462). У российских заводов не зарегистрировали ни одного штрих-кода  458, немного больше половины. У зарубежных - 578, около 40%. Вроде бы и не очень хорошо. Но если вычислить, сколько позиций выпускают заводы, имеющие право поставить штрих-код, то выясняется, что все гораздо симпатичнее. Для зарубежья получается, что те заводы, которые имеют право на штрих-код, зарегистрировали 86% номенклатуры. Более того, посмотрев на список заводов без штрих-кодов, можно смело предположить, что реально эта цифра находится в районе 90%, остальное - Индия, Китай, СНГ. Для России цифра похуже, но тоже не очень мрачная - 57% упаковок могут иметь штрих-код. В действительности эта цифра тоже выше,  например в Государственном реестре  цен у российских заводов около 72% позиций имеет штрих-код.


К вопросу об открытости проекта. 
Уже несколько месяцев идет эксперимент по созданию с нуля интернет-магазина в прозрачном для общественности режиме с полным соблюдением всех необходимых формальностей и законов. Регулярные комментарии пишет Экслер, идет активное обсуждение проекта в форуме. Магазин уже работает больше месяца. Хороший пример для  подражания. 

5 сентября 2001 г.

Из текста Вл.Кириллова, который помещен в конференции.

Создание единого общероссийского справочника товаров фармацевтического профиля - дело безусловно хорошее, но очень уж "неблагодарное".

Полностью согласен. Еще старуха Шапокляк учила - "Хорошими делами прославиться нельзя!":).

С лекарственными средствами и биодобавками все более или менее ясно, и путь, изложенный в "Фармобращении" - единственный, дающий желаемый результат.

Здесь подразумевается, что процесс регистрации позволяет заранее сказать, какие упаковки могут появиться на рынке. Теоретически это верно. Только цена этого знания велика, так как регистрируется все с большим запасом (см. пример с лейкопластырем), и это приводит к многократному увеличению количества записей, только часть из которых описывает реально выпускаемые упаковки. Кроме того, регистрация не означает самого факта производства или импорта. К тому же выясняется, что не всегда в старых нормативных документах параметры упаковки определяются явным образом. Иногда в фармакопейной статье или НД написано, что блистеры укладываются в коробку. А сколько блистеров укладывается, не указано. И знает это только производитель. Есть и другие случаи отступления от идеала, поэтому даже при регистрации ЛС нельзя говорить о 100% охвате номенклатуры.

Но ассортимент аптек и дистрибьюторов включает в себя массу других товаров, например, лечебную косметику (да и просто косметику), нутрицевтики, которые не регистрируются в качестве "активных" биодобавок, а также изделия медназначения, санитарии и гигиены -- номенклатура всего этого растет как на дрожжах с появлением большого количества "фасовщиков" и "разливщиков". Включить их в справочник "заранее" - не представляется реальным, поскольку для этой категории не предусмотрено механизма регистрации, как для ЛС. Если рассматривать в качестве первоисточника производителей, то их иногда весьма непросто вычислить, особенно если дистрибьютор заключает соглашение об эксклюзивных поставках в свой регион. Откуда черпать достоверную информацию об этой категории товаров?

Это принципиальный вопрос. Его можно сформулировать и так - можно ли теоретически создать абсолютно полный и достоверный список фармацевтических товаров, если на практике, даже при строгих правилах регистрации, не удается добиться абсолютной полноты и достоверности?

Ответ - да. Более того, этот список существует и все время оперативно изменяется. Будем рассматривать каждого изготовителя, поставляющего на рынок свой товар, как  достоверный источник информации о реальном и доступном ассортименте. Каждая строка в прайс-листе производителя уникальна. Даже если двадцать заводов выпускают один и тот же анальгин, то строки отличаются тем, что у них разный производитель. Следовательно все прайс-листы, которые реально существуют на рынке, и составляют тот самый  абсолютно полный и достоверный список товаров. Только этот список распределен по многим источникам информации и состоит из не стандартизованных элементов. Поэтому можно сказать, что стоит задача  не создания самого списка, а стандартизации его элементов и сбора из многих источников.

Есть уже успешный пример решения подобной задачи, как совершенно справедливо заметил РШ - служба DNS. Организация регистрирует новое доменное имя (добавляет новую строку в прайс-лист), причем правила создания этого имени стандартизованы, после чего, через некоторое время, имя становится известным в сети и  каждый может попасть на вновь зарегистрированный сайт (в нашем случае все узнают про новую упаковку). В Интернете правила создания доменного имени уже созданы и все знают, куда надо идти регистрироваться, прежде чем создавать свой сайт. В нашем случае правил создания прайс-листов нет, и нет однородности среды - кто-то вешает прайс-лист в Интернете, кто-то печатает в журнале, кто-то рассылает покупателям. Поэтому главная задача состоит не в создании списка, который покрывает 99,99% ассортимента, а в разработке общепринятых правил создания прайс-листов и выработке у всех предприятий здоровой привычки сообщать обо всех изменениях в них. 

По организационным вопросам:
Кто все-таки будет финансировать работу над созданием справочника?
Построение таблиц соответствия ключей между разными справочниками и их поддержка - занятие весьма трудоемкое и "штатоемкое". Бывает так, что ежедневно обновляется до 20% ассортимента у какого-то конкретного поставщика, поддерживающего собственную систему ключей. И если рассматривать построение таких таблиц в качестве одного из первых этапов работы над справочником - то где найти такое количество народу, согласного работать на общественных началах?

Финансировать работу будут те, кому это необходимо. Осталось только их вычислить.

Теперь о трудоемкости и "штатоемкости". Таблицы соответствия строить не надо. Народ тоже искать не надо. Он есть.  

Если предложенная модель заработает, то каждое предприятие по известным и понятным правилам будет готовить прайс-лист, и, тем самым, создавать уже готовый блок для общего номенклатурного списка. Этот блок не надо перерабатывать, а можно просто добавить в общий список, что существенно легче, дешевле и может быть полностью автоматизировано. В этом готовом блоке есть содержательная часть, описывающая упаковку и уникальный ключ (пусть  это будет штрих-код для простоты). Итак, е-ФАСТ - это сумма прайс-листов от производителей. 

Когда дистрибьютор покупает какой-то препарат, то в своей базе он может описать упаковку этого препарата так, как описывает производитель (в соответствии с правилами ), или так, как ему удобнее, но его обязанность - сохранить ключ производителя. Иными словами нет никакой необходимости строить таблицу соответствия ключей, она получается практически автоматически и, опять же, с малыми затратами, распределенными по всем участникам проекта. Так что народ искать не надо - он уже есть и работает у дистрибьюторов и в розничных предприятиях.

Ведение словарей и сбор готовой информации существенно дешевле, чем переработка плохо подготовленной информации силами одной организации.

Если говорить о создании организации, "...эта организация не может принадлежать ни к каким «кланам» или «семьям», она должна быть абсолютно устойчивой, прозрачной, не нацеленной на извлечение прибыли и пользоваться доверием всех участников фармрынка". Откровенно говоря, не уверен, что это может иметь отношение к реальной жизни. На финансирование такого рода проекта требуется очень даже немалое количество средств, только на энтузиазме он никогда не покатит. Вероятность того, что эти средства будут государственными, близка к нулю. А коммерческие организации будут вкладывать деньги только при условии того, что им это даст что-то реальное. Если будет создана ассоциация - то у нее все равно будут учредители, круг которых ограничен, и которые, скажем так, в большей степени влияют на действия ассоциации, нежели рядовые члены. Разногласия между учредителями ассоциации - коммерческими структурами одного порядка - как правило, приводят к ее развалу (хотя сейчас практически у каждой крупной фирмы-дистрибьютора есть "своя" ассоциация или хотя бы клуб). Полагаю, что организационные вопросы в организации работы над е-ФАСТом могут быть решены исключительно "административным" порядком либо путем объединения усилий трех-четырех крупнейших дистрибьюторских фирм. Но неизвестно, что из этого более реально.

Здесь хотелось бы сразу донести одну простую мысль - это не бизнес. Поэтому нет задачи максимизации прибыли и ухода от налогов. Нет черной кассы и обналичивающих договоров, исправно платятся все налоги и не страшна налоговая полиция. Денег необходимо собирать ровно столько, сколько нужно на выполнение этой работы. И противоречий между учредителями быть не должно. Решается общая задача, нужная для всех. В промышленности это распространенная практика - объединение группы предприятий для выработки стандартов. Например , Моторола, Эриксон и Нокиа (те еще друзья) создали и финансируют рабочую группу по выработке стандарта игр для сотовых телефонов. 

А инициатива по созданию е-ФАСТа - очень даже своевременна. Но только нужно найти того, кто в этом РЕАЛЬНО заинтересован (да еще и свободными средствами при этом располагает).

Как говорил Глазычев из фильма "Ко мне, Мухтар" - будем искать!

Реально в этом заинтересованы те, кто не боится честной конкуренции и кому выгодна открытость рынка. 

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что идея проекта заключается не в том, чтобы за большие деньги и большими силами собрать информацию о всех товарах фармацевтического рынка, а в том, чтобы приучить предприятия жить в информационном пространстве по тем правилам, которые они сами и выработают. 


15 августа 2001 г.

Фармобращение Старика В.Д.

 

M1: Если хочешь, чтобы что-нибудь хорошее

случилось через сто лет, - начинай прямо сейчас.

Б. Стругацкий

 

Фармрынок и информационные технологии

Последнее время в фармацевтической отрасли все чаще и чаще внедряются автоматизированные системы управления предприятием. Процесс этот является следствием объективных причин развития рынка и подстегивается как бурным развитием самой вычислительной техники и ее возможностей, так и большими ожиданиями от ее использования.

Автоматизация позволяет предприятиям расширить список товаров и услуг, сократить издержки производства или продаж, улучшить планирование. И, хотя автоматизация никогда не была дешевым удовольствием, можно уверенно предположить, что рано или поздно не будет ни одного фармацевтического предприятия без автоматизированной системы управления.

Однако внедрение автоматизации даже на одном предприятии не является простым и безболезненным процессом – приходится преодолевать и организационные проблемы, и технические, не говоря уже о временных и материальных затратах.

Одной из проблем, которая, на первый взгляд, не кажется первоочередной, является стандартизация информационного обмена. При автоматизации одного, отдельно взятого предприятия, стандарт информационного обмена между его различными подразделениями должен быть заложен уже в проекте системы. Одним из элементов этого стандарта является справочник товаров. Очевидно, что и на складе, и в отделе маркетинга, и в бухгалтерии удобнее использовать один, общий для всех справочник товаров. Это касается и более сложного случая, когда у предприятия есть несколько филиалов или подразделений. Ведение такого справочника является сложной, трудоемкой и дорогой задачей, при его создании учитываются конкретные требования предприятия, поэтому, в итоге, создается перечень номенклатуры, в котором каждая позиция описана своим, «неповторимым» способом.

После автоматизации внутренних бизнес-процессов предприятия приходит желание перевести на новые информационные технологии и внешние бизнес-процессы предприятия – взаимодействие с заказчиками и поставщиками. И вот здесь выясняется, что справочники товаров различных предприятий несовместимы между собой. На простейшем примере, рассмотрим, к чему это приводит.

Предположим, что аптека регулярно покупает таблетки анальгина 500 мг №10 Московской фармфабрики. В базе данных аптеки хранится строка, описывающая эту позицию, и у нее есть уникальный номер или ключ.

Ключ

Наименование ЛС и форма выпуска

Завод

111

Анальгина тб. 0.5 г №10

Московская фармфабрика

В прайс-листе дистрибьютора, а, следовательно, и в его базе данных, у строки, описывающей этот же препарат, будет другое значение ключа, а сама строка может выглядеть так:

Ключ

Наименование ЛС и форма выпуска

Завод

22

Анальгина таб. 500 мг Х10

Московск. Фармфабрика

Опытный провизор без труда разберется, что эти строки описывают один и тот же препарат, а вот автоматизированная система будет поставлена в тупик – для нее это совершенно разные строки.

Чтобы автоматизированные системы могли «понять» друг друга (взаимодействовать между собой) необходимо привязать справочник одной системы к справочнику другой. Фактически речь идет о заполнении таблицы соответствия, состоящей из двух колонок с ключами:

Ключ Аптеки

Ключ Дистрибьютора

111

22

Число строк в такой таблице определяется длиной списка товаров и может достигать нескольких тысяч позиций.

Если такая таблица соответствия составлена, то автоматизированные системы аптеки и дистрибьютора могут взаимодействовать уже без участия человека. Например, в аптеку дистрибьютор может пересылать по электронной почте не строку с описанием препарата, а только ключ и цену, что быстрее, надежнее и дешевле.

Ключ Дистрибьютора

Цена дистрибьютора

22

3 р.

После автоматической обработки прайс-листа на экран монитора можно вывести строки из справочника аптеки но с ценами дистрибьютора.

Ключ аптеки

Наименование ЛС и форма выпуска

Завод

Цена дистрибьютора

111

Анальгина тб. 0.5 г №10

Московская фармфабрика

3 р.

Если аптеку устраивает цена на данный препарат, то она может направить заказ в формате, понятном автоматизированной системе дистрибьютора (с ключом дистрибьютора)

Ключ Дистрибьютора

Цена дистрибьютора

Количество упаковок

22

3 р.

100

Итак, для того чтобы автоматизированные системы аптеки и дистрибьютора могли взаимодействовать, необходимо составить таблицу соответствия между списками товаров и договориться о формате посылки данных (например, в прайс-листе сначала идет ключ, а потом цена, а в заказе после ключа идет цена, а потом количество упаковок).

В этой идеальной и сильно упрощенной схеме предполагается, что аптека покупает все товары у одного дистрибьютора. Если их несколько, то в таблице соответствия необходимо добавлять колонки для каждого дистрибьютора.

Ключ Аптеки

Ключ Дистриб. 1

Ключ Дистриб. 2

Ключ Дистриб. 3

111

22

33

1213

Очевидно, что сначала такую таблицу надо заполнить, а она будет содержать несколько тысяч строк и несколько десятков столбцов, а потом ее надо поддерживать в актуальном состоянии, так как появляются новые позиции и изменяются старые. И заполнение и поддержка являются сложной и трудоемкой задачей.

В то же время, если нет таких таблиц, то и процесс взаимодействия автоматизированных систем не может быть налажен.

Эта ситуация практически ничем не отличается от ситуации, когда на рынок приезжают купцы из разных стран. Все они говорят на разных языках, заставить их отказаться от родного языка и перейти на новый невозможно. Поэтому они вынуждены либо нанимать переводчиков-полиглотов, либо заранее договориться, чтобы все переводчики знали один и тот же иностранный или специально разработанный язык, например, Эсперанто.

Точно так же можно охарактеризовать положение на фармрынке – никто не откажется от своей собственной ассортиментной базы данных, следовательно, единственным решением может быть создание общепринятого языка общения, некоего фармацевтического Эсперанто - Единого Списка Фармацевтических Товаров (е-ФАСТ).

В этом случае на каждом предприятии ведется только одна таблица соответствия, состоящая всего из двух столбцов, а обмен данными может осуществляться с помощью ключей е-ФАСТ, что решает проблему взаимодействия автоматизированных систем.

Ключ Предприятия 1

Ключ е-ФАСТ

 

Ключ е-ФАСТ

Ключ Предприятия 2

111

22

<=>

22

3675

Отсутствие общепринятого списка товаров затрудняет работу не только систем автоматизации производства. Похожие проблемы возникают при статистическом анализе оптовых или розничных цен, при издании бюллетеней предложений по ценам. И в том и в другом случае необходимо сопоставить прайс-листы дистрибьюторов и свести все возможные варианты написания названия одного и того же препарата к одному. Процесс этот трудоемкий и не может быть автоматизирован на 100%.

Внедрение новых автоматизированных систем и информационных технологий, сопровождающихся созданием собственных, "фирменных" справочников товаров, не делает рынок более прозрачным, а лишь увеличивает информационный хаос, затрудняя работу предприятий и существенно уменьшая кпд информационных систем. Потери от этого хаоса велики и, в дальнейшем, можно прогнозировать только их увеличение, если не начать работу над созданием Единого Списка Фармацевтических товаров.

Каким же условиям должен удовлетворять е-ФАСТ?

  1. Максимальная полнота – включение номенклатуры всех участников фармрынка, имеющих право на производство фармацевтической и парафармацевтической продукции, медицинской техники, изделий медназначения, БАДов и т. д.
  2. Удобство в использовании - структура представления информации должна быть разработана с учетом мнения тех, для кого он строится (производители, дистрибьюторы, аптеки), и должна позволять решать как задачи информационного взаимодействия предприятий (система заказов, передачи прайс-листов и т.д.), так и корректной связи с Государственными реестрами, построенными на обработке официальных документов.
  3. Актуальность – информация должна быть свежей и достоверной, что можно достичь как ее регулярным обновлением, так и систематической проверкой.
  4. Общедоступность – е-ФАСТ должен быть или в открытом доступе или за символическую плату.
  5. Стабильность – е-ФАСТ должен вестись организацией, которая не зависит от Министерств, коммерческих организаций, персоналий и, тем более, от их взаимоотношений.

Кто является первоисточником информации?

Существуют несколько типов баз данных, в той или иной степени отражающих ассортимент фармрынка, однако все они имеют те или иные недостатки. Государственные реестры не включают в себя всю номенклатуру и обладают существенной избыточностью. Это объясняется тем, что регистрация дает право на применение лекарственных средств, БАДов, медтехники, но не означает сам факт их производства или импорта. Например, в соответствии с фармакопейной статьей предприятие может выпускать 165 видов упаковок лейкопластыря различных размеров (4х10 см - 1 уп., 6х10 см - 1 уп., 3.8х3.8 см - 5 уп., 2.3х7.2 см - 5 уп. и т.д.),хотя в действительности выпускается гораздо меньше. Базы данных, в которых обобщается реальная номенклатура предприятий гораздо ближе к жизни, но, во-первых, формируются, в основном, на информации из региона, а, во-вторых, в каждой из них информация интегрируется по собственным правилам, то есть рождает свою, «фирменную» базу.

Поэтому в качестве источника информации о реальном ассортименте может выступать только производитель, причем желательно, чтобы эта информация поступала от него в соответствии со стандартами е-ФАСТа.

Как создать и вести е-ФАСТ?

В качестве первого шага можно предложить следующее решение, которое практически не требует затрат. Большинство предприятий фармацевтической отрасли являются членами международной организации EAN и размещают полученные номера (штрих-коды) на выпускаемых упаковках. На сегодня известно более 20 000 штрих-кодов для лекарственных средств. И все эти штрих-коды практически не используются, хотя могли бы послужить началом для формирования е-ФАСТа. Для этого достаточно убедить предприятия добавить в прайс-листах всего одну колонку – номер штрих-кода для данной упаковки. Далее следует убеждать уже дистрибьюторов, склады и розницу, чтобы они при покупке препаратов сохраняли штрих-код производителя в своих прайс-листах.

В принципе, реакция на эту просьбу будет хорошим тестом на своевременность инициативы по построению е-ФАСТа. В случае положительной реакции необходимо:

  1. Разобраться с организационными вопросами. Очевидно, что на первом этапе – этапе обсуждения и убеждения – работа будет вестись на общественных началах. Но, в дальнейшем, необходимо подумать об организации, которая взяла бы на себя всю организационную и часть технической работы. Причем эта организация не может принадлежать ни к каким «кланам» или «семьям», она должна быть абсолютно устойчивой, прозрачной, не нацеленной на извлечение прибыли и пользоваться доверием всех участников фармрынка. Кроме того, так как задача создания и ведения е-ФАСТа неподъемна для одной организации, то необходимо продумать и найти партнеров, которые взяли на себя труд по общению с производителями на местах.
  2. Определиться с затратами и источниками финансирования проекта. Как уже отмечалось выше, е-ФАСТ должен быть или в открытом доступе или за символическую плату.
  3. Разобраться с большим количеством технических вопросов:
    1. Основное предназначение е-ФАСТа и его структура.
    2. Правила создания новой записи в е-ФАСТ, заполнение и ведение словарей производителей, торговых названий, лекформ и т.д.
    3. Разработка клиентской программы, позволяющей производителю публиковать и отсылать по электронной почте прайс-лист в стандарте е-ФАСТ.
    4. Разработка серверной программной части для сбора информации от производителей в формате е-ФАСТ или для приведения ее к формату е-ФАСТ.
    5. Создание и поддержка сайта в Интернете для информирования участников проекта е-ФАСТ обо всех новостях проекта и для доступа к е-ФАСТ.
    6. Поддержка уникальных номеров или ключей для тех организаций, которые не являются членами EAN.
    7. Проверка правильности информации, предоставляемой производителями.

Когда начинать?

GOTO M1

И, в заключение, анкета

  1. Согласны ли Вы с изложенными соображениями?
  2. Готовы ли Вы участвовать в проекте?
  3. Если да, то чем можете помочь? Идеями, рабочей силой, ресурсами, деньгами?

Состояние дел на сегодня и планы на ближайшее будущее.

  1. Фармобращение вывешиваю на сайте. Это, фактически, проект, поэтому его можно читать, критиковать, отсылать друзьям и знакомым, но не надо вывешивать на своих сайтах и печатать, если вдруг появится такое желание. Его дальнейшая судьба видится такой. Готовится более короткое и четкое обращение, оно подписывается членами инициативной группы (надеюсь, появится), после чего его можно публиковать в тиражных изданиях, искать союзников и использовать для убеждения при личных контактах.
  2. Обсуждение е-ФАСТа уже началось, с некоторыми - по почте, с некоторыми – лично. Пока никто, за исключением одного оппонента, очень сильно не критиковал. Это и пугает.
  3. Название е-ФАСТ придумал сам. Еще не поздно изменить.
  4. Форум на сайте работает, можно, пока, общаться там. Можно и писать, но до 23 августа буду в отпуске. Жду откликов.

Афиша    КлубNews    Разделы    Ссылки    Форум    Актив    ГостьBook   Чат    Пишите

Hosted by uCoz